Первичность бытия по отношению к сознанию

1.3 Бытие человека. Соотношение бытия и сознания

Бытие - философская категория. Философия - это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем челове­ка. В философском контексте бытие означает прежде всего су­ществование, основанное на положении «я есть». При этом необ­ходимо различать реальное и идеальное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека. Идеальное бытие представляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, практического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия.

Наука выделяет четыре формы бытия;

-бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

-бытие человека;

-бытие духовного;

-бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.

Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, создан­ные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовно­го существования. Функционирование тела тесно связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека имеет его мыслительная деятельность. Р. Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует по­добно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.

Бытие человека - объективная реальность, не зависящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое - это существование человека как объекта природы, второе - как особи вида Homo sapiens, тре­тье - как социально-исторического существа. Каждый из нас - реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами су­ществует наше сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духов­ное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности инди­видов, - индивидуализированное духовное, и то, которое суще­ствует вне индивидов, - внеиндивидуальное, объективирован­ное духовное.

Индивидуализированное духовное включает прежде всего сознание индивида. С помощью сознания мы ориентируемся в окружа­ющем мире. Сознание существует как совокупность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей и стереотипов.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внеш­него проявления. Люди могут как сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, так и скрывать их, подстраиваясь под собесед­ника. Конкретные процессы сознания возникают с рождением человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобра­зуется во внеиндивидуальную духовную форму или передается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной системы человека. В то же время мысль, переживание, образ, созданный в сознании, - не материальные предметы. Они - идеальные обра­зования. Мысль способна мгновенно преодолевать пространство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в кото­рые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращаться в прошлое, а с помощью воображения - думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное. Под бессознательным пони­мается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бессознательного составляют бессознательная информация, бессо­знательные психические процессы, бессознательные поступки. Бес­сознательная информация - это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, не переработанные сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осознается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо «записывается» на подсознательном уровне, «в глу­бинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы - это интуиция, сновидения, эмо­циональные переживания и реакции. В них может проявляться информация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные про­цессы играют определенную роль в решении творческих задач, в научном поиске, когда не хватает объективной информации.

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные действия в состоянии аффекта (душевного волнения), простра­ции (физического и психического расслабления), лунатизма и т. д. Бессознательные действия встречаются редко и, как правило, свя­заны с нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную сто­рону психической деятельности индивида, его духовной целостности. В науке выделяются три уровня бессознательного. Первый уро­вень - это неосознанный психический контроль человека за жиз­нью своего организма, координацией функций, удовлетворением наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуществляет­ся автоматически, именно бессознательно. Второй уровень бес­сознательного - это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся не­осознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли проис­ходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой ин­туиции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта.

Результаты деятельности сознания конкретного человека мо­гут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки. Воплощенная форма духовного - это различные материальные предметы (книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, ма­шины, здания и т. д.). Также и знания, концентрируясь в созна­нии конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в предметах и ведут самостоятельное существование (объективированное духовное). Например, чело­век хочет построить дом. Он сначала обдумывает идею строитель­ства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действитель­ности. Так идея трансформируется в реальность.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры - это способ существования бытия духовного. Особую роль в ду­ховном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, например такие как красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, и объективированного духовного. В первом случае речь идет о слож­ном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют внутренний мир человека, во втором - о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Совокупность условий материальной жизни общества, различ­ные способы производства материальных благ определяют следу­ющую форму бытия - бытие социального, которое включает в себя индивидуальное бытие каждого конкретного человека и бы­тие общества в целом.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием - свойством человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно пре­образовывать окружающую действительность. В структуру со­знания входят чувства и эмоции, самосознание и самооценка че­ловека.

Сознание неразрывно связано с языком, который является од­ним из ярких примеров единства индивидуализированного и объек­тивированного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу информацию, последующие поколения получают знания от предыдущих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выра­жение. Язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, воспитания и пр.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, — это приобщение человека к миру «чистых» идей.

Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружаю­щий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное - это отражение действительности в форме практической деятельности человека, знаний и эмоций. Кроме того, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует.

Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уни­кально. Однако человек - существо общественное, поэтому из совокупности сознания индивидов складывается общественное сознание.

Общественное сознание - это сложное явление. Оно подраз­деляется на общественную идеологию, которая отражает обще­ственное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, и общественную психологию, определя­ющую душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обы­денном, бытовом уровне.

В зависимости от сферы проявления выделяют различные фор­мы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религи­озное, философское и др.

Сознание человека - это одновременно и его самосознание, т. е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего положе­ния в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего сознания. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя, определяет смысл своего существования.

Первой формой самосознания (самочувствие) является элемен­тарное осознание своего физического существования, включенно­сти в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высо­кий уровень самосознания связан с осознанием своей принадлежности к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. И наконец, самый высокий уро­вень самосознания — это осознание себя как уникального бытия и непов­торимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Са­мосознание, особенно на последнем уровне, неотделимо от само­оценки и самоконтроля, сопоставления себя с идеалом, принятым в обществе. Соответственно, у человека возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек видел себя со стороны. Мы видим свое отражение в зеркале, заме­чаем и исправляем недостатки внешнего вида (например, причес­ку, одежду). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы видим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другим людям. Самосознание рож­дается в процессе коллективной практической деятельности и меж­личностных взаимоотношений.

Однако собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всегда соответствует реальному положению вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, лич­ных качеств может завышать или занижать самооценку. В резуль­тате отношение человека к себе и отношение к нему общества не совпадают, что в итоге приводит к конфликту. Подобные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один человек может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной деятельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание постоянно кор­ректируется и развивается с включением человека в систему меж­личностных отношений.

Описание: image8

1.  Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

2.  Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.

3.  Какую роль играет сознание в жизни человека?

4.  В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?

5.  Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6.  Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объек­тивированное духовное?

7.  Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взглядов на этот вопрос идеалистов и материалистов?

8.  Какими бывают формы сознания? Что такое общественное созна­ние?

9.  Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят пред­посылки формирования самосознания?

Г. Гегель пишет:

Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы - суть, они обладают для сознания авторитетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особенной природой, которую оно при­знает и с которою оно сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими... Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скрывают ее под образом случайности.

Как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализированного ду­ховного и объективированного духовного?


Источник: http://pandia.ru/text/80/016/50086.php


Закрыть ... [X]

О первичности материи и вторичности сознания Проект «Исторические.» Белорусская одежда ткань

Первичность бытия по отношению к сознанию Первичность бытия по отношению к сознанию Первичность бытия по отношению к сознанию Первичность бытия по отношению к сознанию Первичность бытия по отношению к сознанию Первичность бытия по отношению к сознанию Первичность бытия по отношению к сознанию Первичность бытия по отношению к сознанию