Формы реализации прав человека в трудовых отношениях


Архив ноябрь 2011 года

<< Назад | <<< Навигация

Содержание


Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Чигринова С.П.

на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей

в порядке реализации права на внесение Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений рассмотрел в судебном заседании обращение, в котором сообщается о фактах включения нанимателями в объявления о свободных рабочих местах (вакансиях) условий относительно возраста и пола работника, которые, по мнению заявителя, имеют дискриминационный характер.

Проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), Закона Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь", других нормативных правовых актов Республики Беларусь, Конституционный Суд установил следующее.

Обеспечение прав и свобод граждан провозглашено высшей целью государства (часть первая статьи 21 Конституции). Закрепленное в Основном Законе положение о предоставлении всем равных прав для осуществления любой деятельности, кроме запрещенной законом (часть вторая статьи 13), предполагает недопущение дискриминации граждан во всех областях жизни, в том числе в сфере труда.

Конституция гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (часть первая статьи 41).

Согласно части первой статьи 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Важнейшими международно-правовыми документами в сфере труда являются Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы; каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (статья 23). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах установлено, что участвующие в нем государства признают в числе прочих право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается (статья 6).

Содержание общепризнанных прав человека в сфере труда раскрывается в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (далее - МОТ). Так, согласно пункту 1 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 года (далее - Конвенция N 111) термин "дискриминация" включает:

а) всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

б) всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены государством - членом МОТ по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

При этом не считаются дискриминацией всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой (пункт 2 статьи 1 Конвенции N 111).

Термины "труд" и "занятия" включают доступ к профессиональному обучению, доступ к труду и к различным занятиям, а также условия труда (пункт 3 статьи 1 Конвенции N 111), то есть запрещение дискриминации действует в отношении не только работников, но и лиц, желающих трудоустроиться.

Проведенный Конституционным Судом правовой анализ Конвенции N 111 свидетельствует о том, что в ней не определяются все дискриминационные обстоятельства, поскольку допускается наличие обстоятельств, которые могут быть признаны в качестве таковых на национальном уровне.

В Республике Беларусь гарантии обеспечения конституционного права граждан на труд, а также принцип равенства при реализации этого права закреплены в законодательстве о труде.

В соответствии с частью первой статьи 14 ТК дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей, запрещается.

Аналогичные требования относительно дискриминационных обстоятельств предусмотрены в абзаце втором части второй статьи 10 Закона "О занятости населения Республики Беларусь", которая определяет государственную политику и гарантии государства в области содействия занятости населения.

Согласно части третьей статьи 14 ТК не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения, основанные на свойственных данной работе требованиях, а также обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).

По мнению Конституционного Суда, все иные обстоятельства, приводящие к различиям, исключениям, предпочтениям и ограничениям, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой трудовой функции либо статусом работника, могут рассматриваться как дискриминационные. Вместе с тем часть первая статьи 14 ТК и абзац второй части второй статьи 10 Закона "О занятости населения Республики Беларусь" содержат исчерпывающий перечень обстоятельств, которые законодатель относит к дискриминационным в сфере труда.

В соответствии с Законом "О занятости населения Республики Беларусь" государственная служба занятости населения содействует гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям - в подборе необходимых работников (часть вторая статьи 13). При трудоустройстве нанимателями часто используются и публичные формы предложения работы. Различными способами (путем размещения объявлений в средствах массовой информации, на рекламных щитах и др.) наниматели информируют об имеющихся у них вакансиях. Заинтересованные в опытных квалифицированных работниках, обладающих профессиональными знаниями и практическими навыками, способных грамотно организовывать работу и выполнять порученные задания, наниматели нередко включают в свои предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, желающих трудоустроиться, требования, касающиеся пола, возраста, места жительства, иных обстоятельств. Указанные требования в ряде случаев исключают для отдельных лиц возможность заключения трудового договора.

Требования к возрасту, по достижении которого допускаются вступление в трудовые правоотношения и их прекращение, установлены Конституцией, ТК и другими законами.

В соответствии с законодательством заключение трудового договора допускается, как правило, с 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет (статья 21, части первая и вторая статьи 272 ТК). Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 24 Закона Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь").

В законодательстве не содержится общего требования о необходимости обязательного прекращения трудовых правоотношений в связи с достижением работником определенного возраста. Отдельные исключения касаются, например, государственных служащих, для которых предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 65 лет (пункт 1 статьи 41 Закона Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь"), для членов Конституционного Суда - 70 лет (часть третья статьи 116 Конституции).

Ограничения, связанные с возрастом, могут быть установлены законодательством также в силу специфики трудовой функции.

Таким образом, законодатель соотносит возможность установления трудовых отношений и их прекращения с достижением лицом определенного возраста лишь в случаях, когда использование возрастного критерия обусловлено спецификой трудовой функции либо особым статусом работника.

Конституционный Суд полагает, что установление на практике нанимателями при решении вопросов трудоустройства иных не предусмотренных законодательством ограничений по возрасту является неправомерным.

В статье 30 Конституции закреплено право граждан Республики Беларусь свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь. Данная норма корреспондирует другим конституционным положениям, гарантирующим реализацию гражданами права на свободный выбор работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. Следовательно, такое обстоятельство, как место жительства, устанавливаемое нанимателем в качестве обязательного требования при приеме на работу, также не может служить основанием для отказа в заключении трудового договора, поскольку ограничивает возможности реализации конституционного права граждан на труд.

Отсутствие в части первой статьи 14 ТК и абзаце втором части второй статьи 10 Закона "О занятости населения Республики Беларусь" указаний на возраст и место жительства на практике может привести к тому, что данные обстоятельства не будут рассматриваться как дискриминационные, тем более, что в статье 21 Закона "О занятости населения Республики Беларусь" не содержится положения о запрете установления нанимателем дискриминационных обстоятельств в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях).

Согласно статье 18 Договора о создании Союзного государства к совместному ведению Союзного государства и государств-участников относится в том числе обеспечение равных прав граждан в вопросах трудоустройства. Концепцией социального развития Союзного государства до 2005 года, утвержденной Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20 января 2003 г. N 3, действие которой продлено до 2010 года, в качестве одного из основных направлений и приоритетов развития Союзного государства в социально-трудовой сфере определено формирование общего рынка труда.

При сравнении нормативного закрепления запрета дискриминации в сфере труда в нашем государстве и Российской Федерации очевидно наличие различий, суть которых заключается в неполноте регламентации этого вопроса в законодательстве Республики Беларусь. Помимо дискриминационных обстоятельств, предусмотренных в пункте 1 статьи 1 Конвенции N 111, которые нашли отражение в части первой статьи 14 ТК, в Трудовом кодексе Российской Федерации содержатся указания на возраст, место жительства и другие обстоятельства (статьи 3, 64), отказ в приеме на работу по которым также является недопустимым. По мнению Конституционного Суда, отмеченное различие в правовом регулировании сходных отношений не обеспечивает равенства прав при трудоустройстве в рамках Союзного государства.

Включение нанимателями в предложения о свободных рабочих местах (вакансиях) требований, касающихся возраста, места жительства, иных обстоятельств, которые могут быть признаны в качестве дискриминационных, создает предпосылки для нарушения закрепленных в Конституции прав и свобод граждан: права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (часть первая статьи 41); права женщин на равные с мужчинами возможности в труде и продвижении по службе (часть пятая статьи 32); свободы передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь (статья 30).

С учетом положений Конституции Республики Беларусь, принципов и норм международно-правовых актов, выявленного конституционно-правового смысла норм статьи 14 ТК, статей 10 и 21 Закона "О занятости населения Республики Беларусь", исходя из предусмотренных Основным Законом гарантий обеспечения права на труд как наиболее достойного способа самоутверждения человека и необходимости достижения полноты правового регулирования отношений в сфере труда, Конституционный Суд считает, что отсутствие в установленном в законодательстве о труде перечне дискриминационных обстоятельств указаний на такие обстоятельства, как возраст и место жительства, а также исчерпывающий характер данного перечня значительно ограничивают гарантии реализации конституционного права на труд.

На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд


решил:

1. Признать необходимым в целях обеспечения гарантий осуществления конституционного права граждан на труд, полноты правового регулирования в сфере трудовых отношений внести дополнения:

в статью 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, включив возраст и место жительства в число дискриминационных обстоятельств, установив также их открытый перечень;

в статьи 10 и 21 Закона Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь", уточнив содержащийся в статье 10 перечень дискриминационных обстоятельств и предусмотрев в статье 21 положения о недопущении установления нанимателем дискриминационных условий в предложениях о трудоустройстве.

2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона о внесении соответствующих дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.


Председательствующий -

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь П.П.МИКЛАШЕВИЧ


Право Беларуси 2009

карта новых документов
Источник: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic09/text837.htm


Закрыть ... [X]

Конституционные права и свободы в сфере трудовых отношений и гарантии их Маска для волос рибофлавин пиридоксин тиамин

Формы реализации прав человека в трудовых отношениях Формы реализации прав человека в трудовых отношениях Формы реализации прав человека в трудовых отношениях Формы реализации прав человека в трудовых отношениях Формы реализации прав человека в трудовых отношениях Формы реализации прав человека в трудовых отношениях Формы реализации прав человека в трудовых отношениях Формы реализации прав человека в трудовых отношениях Формы реализации прав человека в трудовых отношениях